Регресс в развитии у ребенка: переживать или переждать?0

Регресс в развитии у ребенка: переживать или переждать?

Регресс сам по себе это возврат с текущей ступени психического развития на более раннюю. Этот откат происходит на поведенческом, мыслительном и социальном уровнях. Регресс бывает обратимым и необратимым.

Развитие человека происходит по спирали — с регулярным возвратом к предыдущим этапам. В отношении детей это свойство развития называют "два шага вперед, шаг назад".

Регресс — это закономерная реакция на некоторые жизненные события, обычно связанные с серьезным стрессом, потрясением или заболеванием. У детей регресс появляется очень легко, так как психика и личность ребенка недостаточно сформированы. Откат в развитии ребенка может наблюдаться сразу по нескольким направлениям или по одному из них. Среди них — нарушение речи, моторных функций, нарушения эмоционально-волевой сферы и другое.

Часто регрессивное состояние у ребенка соотносится с «персональной программой» развития малыша. Скорость освоения новых навыков у детей обычно неравномерна, особенно у мальчиков, и всегда – абсолютно индивидуальная. Вроде бы, ребенок уже начал ходить сам, засыпать самостоятельно, «давать пять» и махать ручкой при прощании, и вдруг эти умения исчезли. На самом деле малыш еще не готов активно использовать новое умение, и пока не готов покинуть свою зону комфорта. Тут стоит угомонить свой родительский эгоизм – порой излишняя настойчивость и повышенные требования могут оказать малышу медвежью услугу.

Самые распространенные причины

Психомоторное развитие ребенка в первые три года его жизни протекает с невообразимой скоростью: из маленького инопланетянина, который даже дышать-то иногда забывает, он превращается в маленькую личность, способную самостоятельно засыпать, есть, ходить на горшок, самостоятельно одеваться, у него появляется речь, а потом и мышление. Нагрузка на маленький растущий организм при всем этом колоссальная, и любые, вроде бы, ничего не значащие, обстоятельства могут повлиять на закрепление только что усвоенных умений и навыков. Что же это за обстоятельства?

  • Нестабильность в окружении. Регулярные расставания с родителями, смена жилья, конфликты в семье, недостаток внимания или, полный контроль. В более травматичных случаях — развод родителей, или потеря «своего взрослого». Нарушение привязанности с самым значимым человеком – мамой, постоянно занятой или слишком замкнутой, чревато нарушением эмоциональной связи, являющейся фундаментом формирования здоровой личности.
  • Отделение от семьи. Малыш, только попавший в сад или школу, начинает часто болеть. Это одна из форм проявления регресса: сложности в адаптации, отделение от матери, домашней знакомой обстановки... Ребенок откатывается на предыдущий этап развития, становится капризным, может забыть уже приобретенные навыки, дети постарше утрачивают усидчивость, не могут справиться с учебными заданиями, в общем, «становятся малышиками», о которых всегда точно позаботятся. Обычно, заболев физически ребенок получает ощутимо больше внимания и заботы о себе. Поэтому, если родители не понимают намеки ребёнка, то эти намеки на неблагополучие трансформируются в соматическое заболевание. При этом, даже когда ребенок уже выздоравливает, следы регресса еще могут оставаться долгое время.
  • Часто в первое время в садике у детей появляются проблемы с хождением на горшок. С одной стороны, ребенок привыкает к незнакомому, обычно общему, туалету, с полным отсутствием уединенности. С другой стороны, дети часто заигрываются, стесняются попроситься на горшок или забываются в незнакомой обстановке. Учите малыша проситься в туалет, ему не следует бояться сказать вам или воспитателю, что случилась "авария". Надевайте на него такую одежду, которую он может снять быстро и самостоятельно. Хвалите малыша, когда он успешно пользуется горшком. Чем увереннее в себе будет малыш, тем более вероятно, что регресс проживется быстрее.
  • Дети часто тяжело адаптируются к школьной жизни, даже в случае если родители всячески их поддерживают. В поведении ребенка в различных формах может проявляться тревога. Ребенок может плакать и не отпускать родителей, вернуться к уже пройденным этапам (пальцы во рту, ночное недержание, "аварии" в школе, «детский лепет»). В то же время, и родители могут не понимать, что они сами ревнуют, не желают отпускать ребенка и того, что они не транслируют ребенку, что ему можно становиться самостоятельным.
  • Расширение семьи. Зачастую регресс вызывается появлением еще одного ребенка. Для малыша, который привык быть центром вселенной, рождение нового родственника настоящий удар, далеко не самое доброе событие в его жизни. В результате переживаний у малыша могут появиться бессонница, нарушение аппетита, энурез, сосание пальца, обкусывание ногтей. Ребенок словно копирует, или возвращается к поведению новорожденного, проверяя, все ли еще он любим. Часто родители реагируют так, что ребенок только укрепляется в своих подозрениях, что его больше не любят. Пожалуйста, находите время демонстрировать старшему, что он по-прежнему любим и уникален. Позволяйте ему все еще быть ребенком.
  • Сокращение словарного запаса. Малыш, который уже доступно выражает свои мысли, пусть не всегда полными словами, вдруг снова замолкает, когда начинает ходить. Освоение новых умений задействует все внимание малыша. Но выглядит это так, словно ребенок забыл всю уже усвоенную речь. Это не так, его пассивный словарь продолжает пополняться даже в этот период.
  • В приемной семье регресс ребёнка – один из этапов адаптации, который как раз говорит о том, что все идет хорошо, своим чередом.
  • Разнообразные заболевания (вирусы, инфекции, анемии, травмы и т.д.). Маленький и, все-таки, еще слабенький организм мобилизует все свои ресурсы на борьбу с болезнью и, как результат, временно приостанавливает любое другое развитие.
  • Несбалансированное питание (неправильная диета, недоедание, дефицит питательных веществ и т.д.): организму недостаточно получаемого питания для полноценного развития, и он в определенный момент «останавливается», чтобы пережить неблагоприятный период. Как результат, недостаточно набирается вес, тормозится физическое, а потом и психическое развитие.

Когда нужно обращаться к специалистам

Чаще всего регресс у ребенка — это естественный процесс. И все же, иногда регрессивные проявления у ребенка могут быть связаны с более серьезными причинами. Стоит внимательно понаблюдать за изменениями в поведении и реагировании ребенка, и на всякий случай проконсультировать со специалистом, если вдруг:

  • Малыш перестает реагировать на обычные просьбы родителей;
  • Ребенок перестает или не научается удерживать зрительный контакт с обращающимся к нему человеком;
  • Ребенок не реагирует на предлагаемый предмет, ведет себя в целом странно или безразлично;
  • Малыш беспричинно перестал общаться и взаимодействовать эмоционально, а вместо этого появляется постоянный крик как средство выражения своих желаний;
  • Появляются проблемы с горшком, сопровождаемые частым мочеиспускание или нарушениями стула.

Поведение родителей

Для родителей регресс малыша зачастую становится стрессом, так как они редко готовы принять факт, что малыш, который уже освоил столько всего и уже вполне себе самостоятельный, может утратить эти умения. Такой регресс может спровоцировать у них панику и недоумение. Родитель, осведомленный о таких особенностях детского развития, может не допустить соматического заболевания, принять такой возврат, и помочь малышу восстановиться, в том числе психологически. Родители же с гиперопекой, напротив, могут закреплять регрессивный способ реагирования ребенка, из-за чего ребенок не формирует другие, более зрелые способы принятия трудностей.



Ирина Дворнина
Ирина Дворнина

Лиценциат социальных наук со специализацией в области психологии. Проходит обучение на 2 ступени психодрамы в МИГИП. Работает в направлениях – беременность, дети, дом и семья.

Мне нравится

Если вы заметили ошибку или неточность в тексте, сообщите нам.

Контактная информация

Ирина Дворнина — Психолог Телефон: 0 794 3-60-18

Ваш комментарий

Если вас заинтересовала тема, вы можете, оставить комментарий

Новые партнеры

Самое интересное

Популярные статьи раздела «Педагоги»