International Language Training Center — мир общения и знаний, мир друзей и хорошего настроения!

Языковые курсы:

Что такое настоящий Монтессори-центр?11

В детский развивающий Монтессори-центр Kidland я привела своего сына, когда ему было примерно 1 год и 2 месяца. В тот период домашние занятия моему малышу уже порядком поднадоели, а придумывать что-либо новое мне не очень удавалось, потому я решила принять предложение подруги пойти в «развивашку». И хотя до этого момента я была противницей раннего развития детей, сложившаяся ситуация скорректировалась сама собой, как это нередко бывает в воспитании детей.

Это была любовь с первого взгляда! Мало того, что группа оснащена невероятным количеством самых разнообразных развивающих, обучающих и развлекающих материалов, там ещё и песни поют, можно клеить/сыпать, и всё это под руководством знающего педагога и очень приятного человека — Монтессори-педагога Альбины Кац, основателя этого центра, или тёти Али, как её называют дети.

Итак, знакомьтесь.

Альбина, что из себя представляет метод Монтессори?

Прежде всего, следует отметить, что Монтессори-педагогика — это не просто метод, это философия, включающая в себя принципы нахождения ребёнка в определённой среде, а также методы работы педагога.

Основная задача метода — дать детям разного возраста возможность самообучаться и самореализовываться посредством среды, в которую они попадают. То есть, благодаря Монтессори-материалу каждый ребёнок, имея свой собственный темп развития, может обучаться и развиваться. Благодаря тому, что группы Монтессори поделены на определённые зоны, мы получаем разностороннее развитие ребёнка.

В чем её отличие от других систем обучения? Например, известной многим Вальдорфской?

Во-первых, данная методика — это не классно-урочная система. Она дает детям очень чёткое понятие дисциплины, сохраняя при этом не менее чёткое понятие собственного выбора без ущерба другому человеку, будь то взрослый или ребёнок. Я считаю это фундаментальными вопросами, являющимися основой развития полноценной личности, моральными принципами, так необходимыми нам в социуме.

Детальный сравнительный анализ других систем мне бы не хотелось сейчас делать. У нас развитие и обучение происходит просто по-другому. Что касается метода Монтессори, то он дает действительно развитие ребёнка, а не просто раскрытие творческих способностей малыша или заучивание букв и цифр. Такому развитию помогает среда и специально подготовленный педагог.

Данная педагогика подходит любому ребёнку?

Именно! Каждому ребёнку, но не каждому взрослому. Каждый ребёнок, с собственным темпом развития, с собственными потребностями, с индивидуальными задатками, заложенными от природы, может их раскрыть при помощи Монтессори-материалов и работы с педагогом. Но взрослый человек — уже сформировавшаяся личность, со своими жизненными принципами. И в случае, если родитель использует по отношению к своему ребёнку авторитарный метод воспитания, методика Монтессори может ему не подойти. Монтессори-педагогика основана на взаимопонимании, договоре между взрослым и ребёнком, благодаря этому ребёнок учится без боязни взаимодействовать как с детьми, так и со взрослыми.

Как родителям реализовывать принципы Монтессори педагогики дома?

Очень часто родители применяют некоторые принципы метода в своей семье, даже не задумываясь, что это какая-то система развития и обучения ребенка. Например, в самом раннем возрасте ребеночек тянется к сыпучим продуктам, начинает переливать жидкости или просит помочь маме на кухне. Сегодня не редко встречаются родители, которые не запрещают такого рода деятельность. Хотя все ещё часто бывает, что взрослые, в угоду своему удобству или будучи сами так воспитаны, пресекают подобные стремления в ребёнке и всячески призывают его к «порядку». А ведь это была первая ступенька в проявлении потребностей ребёнка. И если взрослые не подавляют, а дают возможность правильно реализовать эти потребности, то ребёнок и дальше учится проявлять и реализовывать себя. И мы можем сказать, что методика Монтессори начинает проявляться в этом доме, в этой семье.

Кроме того, существуют определенные принципы, которые должны выполняться в Монтессори-группах. Прежде всего, это девиз Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому». Если ребёнок попросит о помощи, только тогда взрослый должен помочь ему, а не делая всё за ребенка. Ещё одним принципом является то, что ребёнок имеет право на собственный выбор. И если он этот выбор сделал, то должен также нести за него ответственность. Отсюда уже вытекают многие воспитательные моменты: ребёнок впоследствии будет вынужден думать, как ему поступить в той или иной ситуации. Это является большим подспорьем при дальнейшем взрослении.

Также одним из базовых принципов можно назвать реализацию собственных интересов без ущерба интересам другого человека. Я убеждена, что личная территория каждого человека заканчивается там, где начинается личная территория другого человека.

Если этого придерживаться и дома, то вырастает, на мой взгляд, сбалансированная личность, которая намного проще адаптируется в обществе и достигает лучших результатов.

Как построены занятия в Вашем центре? На каком языке ведутся занятия?

Мы занимаемся на двух языках: русском и румынском. Возрастные группы детей-дошкольников — это 0-3 и 3-6 лет. В младшую группу обычно приходят детки примерно с 8-9 месяцев. У них проходят полуторачасовые занятия, где ребёнок присутствует с одним из знакомых ему взрослых. Прежде всего, они находятся в специально созданной среде Монтессори, которая имеет определённые зоны и позволяет максимально охватить все потребности ребёнка данного возраста. Также с младшими детками мы проводим 5-7-минутные Монтессори-круги — это занятия, направленные на обучение навыкам общения, это потешки и пальчиковая гимнастика, песенки с элементами массажа. В эти полтора часа также входят творческие занятия, где ребёнок обучается навыкам использования различных материалов для творчества. Уделяется внимание подготовке руки к письму.

В группе 3-6 лет вся база, заложенная в младшей группе, совершенствуется и более чётко оттачивается. Старшие детки занимаются по 3 часа, после адаптационного периода — без сопровождения взрослого. Здесь круги расширяются, добавляется обучение чистоте речи, познание мира. В этой возрастной категории уделяется много внимания самостоятельному бытовому обслуживанию — детки сами готовят себе стол для обеденного сока, сами кушают и убирают за собой. Разумеется, в этой группе также присутствуют музыкальные занятия, творчество. Кроме того, происходит постепенное обучение буквам и цифрам, подготовка к чтению и математике. Причём данные дисциплины, благодаря специальному материалу, осваиваются детьми настолько органично, что они не просто заучивают цифры и буквы, они их осознают, могут прочувствовать.

Особенно хочется уделить внимание чтению и математике. Все родители сталкиваются с тем, что в первый класс ребёнок должен идти, умея читать, писать (притом письменные буквы). При этом дошкольные учреждения (детсады) не дают навыков написания письменных букв. Воспитатели говорят о том, что первый учитель сам должен поставить руку каждому конкретному ребенку. Парадокс…

Обучение чтению и письму по методике Монтессори происходит самым естественным способом. От природы практически все детки в возрасте от трёх лет любят рисовать. И благодаря Монтессори-материалам, у детей происходит плавное перетекание процесса рисования в процесс письма. Соответственно, всё происходит в форме не насильственной, а заложенной природой. Поэтому после обучения по системе Монтессори у детей нет проблем с держанием ручки, обучением чтению и письму и вообще с желанием обучаться.

Разумеется, чем раньше применяются рекомендации методики-Монтессори, тем лучше результаты — ребёнок готов приобретать новые знания и навыки, и нет необходимости корректировать уже полученные навыки (как правильно держать ручку). И таких моментов очень много… Коррекционная работа занимает намного больше времени, нежели правильное научение изначально.

Как часто надо заниматься, чтобы добиться таких результатов? Как сделать обучение эффективным?

На первых занятиях в любом возрасте мы наблюдаем за ребёнком, чтобы определить, какими умениями обладает каждый конкретный ребёнок, насколько он может выдерживать нагрузки. Исходя из этого, находим оптимальное решение. Как правило, для группы 0-3 года двух раз в неделю по полтора часа — вполне достаточно. Нередки дети от 2,5 лет, которые способны выдержать трёхчасовые занятия 2-3 раза в неделю. А от трёх лет — и каждодневные занятия. Если ребёнок привык к нагрузкам, то у него уже сформирована потребность в познании, изучении нового.

Многие талантливые люди получили Монтессори-образование. Но ведь не все дети обязательно станут Джорджем Клуни или Питером Друкером. Что получат дети от Монтессори-образования в любом случае, по вашему мнению?

Эти известные люди стали тем, кем они стали, в том числе благодаря методике Монтессори, а не только благодаря ей. Значит, вовремя были открыты определенные способности, значит, взрослые предоставили возможности развиваться, обучаться и достигать того, что он мог в определённый возрастной период. Однозначно, выросший в системе Монтессори ребёнок вырастает уверенной в себе личностью. Поскольку здесь нет сравнений, нет системы оценок. И эта уверенность в себе будет хорошей базой для того, чтобы такой ребёнок легко продвигался по жизни.

Применяли ли вы данную методику у своих детей?

Со старшей дочерью всё происходило на более интуитивном уровне, но, как ни странно, я следовала всем принципам этой методики, не будучи ещё знакома с ней как с систематизированным знанием. На примере своей второй дочери я вполне могла убедиться в эффективности метода Монтессори. Все начиналось с того, что я просто хотела дать своему ребёнку нечто другое, чем классно-урочная система. И когда я пришла к пониманию того, что эта методика мне нравится и соответствует моим принципам общения с детьми, я остановилась на ней. И сейчас, когда моей младшей дочери шесть лет, могу с уверенностью сказать, что это дорогого стоит. Не хочется хвастать своим ребёнком, но от фактов никуда не уйдешь. Мои девочки довольно стеснительны, но при этом они очень уверены в себе, могут при необходимости защитить свои интересы. Они уважительно относятся как к детям, так и к взрослым.

Очень показательно было для меня, что когда мы пошли на подготовительные занятия перед школой (причина — заблаговременное знакомство с будущими одноклассниками и моральная готовность к школе), нам выдали тетради для подготовки в первый класс. И моя дочь спросила: «Мама, а можно я за один день сделаю все эти задания?» То есть она не чувствует сложностей. А если что-то бывает непросто, то она знает, что должна постараться выполнить задачу. Конечно, ей помогут, если что-то не получится. Но для неё не трагедия — столкнуться с трудностями. Она умеет их преодолевать и у неё есть интерес познавать и обучаться.

Есть ли недостатки и минусы у этой образовательной системы?

Если полностью применять все разработки и рекомендации методики, то я считаю, что недостатков нет. Но есть центры, которые называют себя именем Монтессори и считают, что их обязанность лишь обустроить группу, оснастить её материалами. При этом они не выполняют основные моральные и педагогические принципы. В настоящей Монтессори-группе четко выстроен Монтессори-материал по определённым правилам, и недопустимо бессмысловое наполнение территории деревянными игрушками. Так же ещё одним важным моментом является работа в группе Монтессори-педагога, который получил квалифицированное обучение по этой методике, а не просто прочитал книги про метод Монтессори и решил, что может быть «Монтессори-педагогом». Все принципы метода может только тот педагог, который искренне в эти принципы верит и считает их единственно возможным вариантом взаимодействия с ребёнком. Живёт такой жизнью, а не просто приходит на работу и играет там определённую роль, ломая себя. Это невозможно, и это не даст обещанных результатов. Но это уже минус организаторам центров, а никак не методике.

Очень часто родители, отводя своё чадо в подобный центр, не до конца понимают, что такое методика Монтессори и потом могут утверждать, что она им не подошла или вообще не работает. Но купить все материалы и предоставить детям полную свободу, превратив занятие в полный хаос — это далеко не развитие детей по методике Монтессори.

Расскажите о применении методики Монтессори к особенным деткам.

Существует миф, что этот метод, предназначен только для детей с особенностями развития. В самом начале своего пути Мария Монтессори начинала работать с особенными детьми и получила колоссальные результаты. И тогда она подумала — если особые детки достигают таких результатов в развитии, то зачем лишать такой возможности всех детей? И тогда она создала дома ребёнка для самых обычных детишек. С тех пор её метод применяется без каких-либо исключений и ограничений.

Особые дети, в зависимости от диагноза, по-разному воспринимают и проживают эту методику. Разумеется, тут очень важно, как и к любому другому ребёнку, найти правильный подход. Если это удается, результаты чаще всего бывают очень хорошие. Конечно, тут требуются большие усилия родителей, но результат того стоит. Очень показательный случай — в сентябре этого года мальчик, усиленно занимавшийся в нашем центре в течение трёх лет, пошел в обычную школу. На данный момент он на домашнем обучении, но на следующий год его мама планирует перевести в обычный класс. Это при том, что когда они пришли к нам, ребёнок был гиперактивен, речь отсутствовала, концентрации внимания не было. Врачи просто ставили крест на этом ребёнке, предрекая, что он никогда не заговорит, не говоря уже о чтении и письме… Несомненно, его мама ежедневно проделывает невероятную работу, но наивысшая награда за этот труд — видеть прогресс в развитии своего ребёнка и слышать от врачей отказы от их же собственных диагнозов… Они просто не верят в то, что такое возможно.

Это самый яркий, но далеко не единственный случай, когда занятия по методике Марии Монтессори приносят ошеломляющие результаты.

Вообще, деток с определенными особенностями развития в нашей стране довольно много, но нередко родители просто-напросто не хотят признавать, что их ребенка это касается. А когда признают, бывает уже поздно. Но если приложить определённые усилия на раннем этапе, ребенок будет иметь возможность на положительную динамику развития.

Альбина, как относится супруг к вашей деятельности?

Когда мне эта идея пришла в голову, я была в положении второй дочерью и уже знала, что мне это нравится. Как-то вечером, во время обычного для нашей семьи чаепития, я озвучила свое желание заниматься такой нетрадиционной педагогикой. Сначала муж был очень удивлён, поскольку моя первая профессия кардинально противоположна этому направлению. Но моей мечтой всегда было иметь психологическое образование и работать с детьми. В итоге он произнёс: «Давай попробуем!»

На сегодняшний день любые мероприятия, включая закупку материалов, заключение договоров аренды, различного продвижения сайтов и т. д. — всё это проходит через него. Обычно у меня очень мало времени, и муж оказывает максимальную поддержку. Потому именно благодаря его помощи и его уверенности в то, что это хорошее дело, появился наш центр. За что ему огромное спасибо!

Источник: Интернет-портал Semia.md
Мне нравится

Если вы заметили ошибку или неточность в тексте, сообщите нам.

Ваш комментарий

Если вас заинтересовала тема, вы можете, оставить комментарий

Новые партнеры

  • Mama Med

    Медицинский центр для детей и их родителей

  • Polyglot

    Курсы иностранных языков

  • Baby Smile

    Центр развития детей

  • Elistudio

    Cтудия развития эмоционального интеллекта

  • Arithmetic Learning Centre

    Курсы ментальной арифметики для детей

Самое интересное

Популярные темы раздела «Развитие»

Популярные статьи раздела «Развитие»